вторник, 21 июля 2020 г.

Влияние COVID-2019 на транспорт и логистику.

Влияние COVID-2019 на транспорт и логистику.

Как распространение истерии и "короновирусных" ограничений влияет на работу транспортных и логистических операторов?

Лидеры мнений и говорящие головы из ТВ стройными рядами начали петь, что мир уже никогда не будет прежним. Ах-ах-ах, ещё совсем недавно, буквально несколько месяцев назад, что абсолютное большинство стран, стремящихся к увеличению торгового оборота и развитию бизнеса, окажутся в условной изоляции, и практически все отрасли, включая нашу любимую, логистическую, окажутся в условиях разрастающегося кризиса, который появился из ниоткуда и уйдет в никуда.

Для экономики показатель, аналогичный температуре тела, — это изменение ВВП (валового внутреннего продукта). Как и температура, ВВП не указывает нам, какая именно болезнь поразила организм, а лишь сигнализирует о ее наличии.Рост ВВП — это естественное состояние экономики, ведь ВВП — это совокупная стоимость всего произведенного на определенной территории за определенный промежуток времени (как правило, за год). Поскольку мировое население постоянно растет, то растут и потребности людей, и объемы производства. В некоторых странах еще и улучшается уровень жизни: люди становятся богаче и потребляют больше товаров (что тоже приводит к росту ВВП).Падение ВВП может свидетельствовать о том, что что-то где-то пошло не так, и «организм» испытывает определенные проблемы.По этой аналогии, сейчас мировую экономику охватила лихорадка. Ее последствия мы видим уже, на начальном этапе «болезни».

Проблемы с получением грузов?

Да, риски следует учитывать не только с отправкой грузов (например, из Китая), но и с их получением. Если оригиналы коносаментов или прочих документов на груз не могут быть своевременно изготовлены или доставлены курьерскими службами в пункт доставки, существует серьёзный риск, что экспедитор, линия и получатель груза будут вынуждены искать другие варианты для его релиза.
Например, если морская линия направила оригинал коносамента своему китайскому агенту или экспедитору, но он не был доставлен по не зависящим от неё причинам, то в качестве альтернативы для релиза линия может потребовать банковскую гарантию от той стороны, которая не смогла предъявить оригиналы документов (т.е. обычно от получателя груза).
При отказе предоставить банковскую гарантию морская линия имеет полное право задержать релиз, что в конечном итоге обязательно приведёт к претензиям по демереджу. Хранение контейнеров с грузом на терминале в течение длительного срока также приведет к большим дополнительным расходам, а в конечном итоге, вероятно, и к отказу от груза со стороны получателя. Учитывая, что экспедитор заинтересован в переадресации всех подобных расходов на клиента, ему необходимо своевременно и полно информировать клиента обо всех потенциальных задержках в доставке груза или документов и открыто заявлять о том, что именно клиент несёт ответственность за все возникшие в связи с этим расходы. В случае накопления серьёзных финансовых требований к переговорам необходимо привлекать высококвалифицированных юристов.
Требования банковской гарантии, как правило, можно избежать, если морская линия выдаёт только обычную накладную на груз (т.н. «waybill»). Именно поэтому экспедиторам и транспортным операторам рекомендуется по возможности согласовать работу с линиями именно с помощью таких накладных.
Помимо проблемы линейных коносаментов, которые могут не дойти до получателя, существует также риск того, что не будет своевременно получен и домашний коносамент перевозчика-несудовладельца (NVOC). Мы настоятельно рекомендуем (и в текущей ситуации с вирусом, и в целом на будущее) транспортным операторам ни при каких обстоятельствах не выдавать грузы до того момента, пока получатель не сможет предъявить оригинал коносамента. 
В каждом подобном случае с отсутствием оригиналов коносамента транспортному оператору необходимо получить юридическую консультацию, и если в конечном итоге после консультации оператор всё же согласится принять гарантию от получателя груза, он должен убедиться, что в предоставленном драфте гарантии правильно отображены возможные риски оператора в связи с выдачей груза без оригинала коносамента, а сторона, предоставляющая гарантию, в состоянии их исполнить. Гарантия должна быть подписана первоклассным с точки зрения рейтинга банком, выступающим в качестве стороны, которая несёт финансовую ответственность по данной гарантии. Если получатель в итоге отказывается предоставить гарантию или предложенный банк не вызывает доверия и не имеет первоклассного рейтинга, следует продолжить консультации с юристами.

Нет сомнений, что именно сейчас транспортно-логистическая отрасль проходит стадию трансформации, которая модулируется короновирусным "катализатором" и определяется появлением новых технологий и тенденций рынка. Мы ни разу за последние 100 лет не были свидетелями столь масштабного влияния вируса на транспортную индустрию, с фокусировкой на  политических, экономических, социальных, технологических, экологических и юридических изменений условий игры.


Что страшнее: коронавирус или рецессия в экономике?
"Мы слишком много слушаем вирусологов!"
"Мы слишком много слушаем вирусологов!" - так озаглавила свою статью бульварная газета Bild. К тому, чтобы взвешивать различные риски, призвал экономист, профессор Университета Гамбурга Томас Штраубхаар (Thomas Straubhaar). С каждым днем самоизоляции, направленной на борьбу с распространением коронавируса, растут медицинские расходы на лечение других болезней: депрессии, ослабления иммунитета из-за сидения дома и так далее.
Однако пока правительство Германии, судя по всему, не собирается быстро свертывать карантинные меры. Большинство вирусологов, к которым прислушиваются власти ФРГ и которых опросила радиостанция Deutschlandfunk, сходятся во мнении, что ограничительные меры продлятся не "пару недель", а "до наступления лета".

Комментариев нет: